Езда по тротуару какой штраф

 

Езда по тротуару относится к нарушению правил дорожного движения, которое чаще всего фиксируется в городах с большой интенсивностью движения или спальных районах, где существует некоторая проблема с парковочными местами. Штраф за езду по тротуару в каком случае назначается? Как доказать подобное нарушение? Как самостоятельно бороться с автохамством? Как обжаловать неправомерный штраф?

Определение тротуара и его отличие от других элементов дороги (обочины, пешеходной дорожки)

Важность чёткого понимания, что же является тротуаром, связана вот с чем. Неправильная парковка, езда в неположенном месте — извечные темы борьбы между пешеходами и водителями, с одной стороны, и теми же водителями и органами ГИБДД, с другой стороны. Не всегда с учётом обстоятельств можно определить, является ли конкретный участок дороги тротуаром. Кроме того, иногда водители вынуждены проехать по тротуару, чтобы подъехать к тому или иному объекту. Единственным достойным аргументом в конфликтных ситуациях является безукоризненное владение знаниями ПДД.

Что такое тротуар

Итак, определение тротуара предлагается Правилами дорожного движения, утверждёнными постановлением Правительства РФ от N 1090.

Под тротуаром понимают часть дороги, служащую для передвижения по ней пешеходов. Этот элемент должен прилегать к проезжей части (или, как вариант, к велосипедной дорожке) либо обособляться участком, покрытым растительностью.

Тротуар прилегает к проезжей части

Получается, что при определении части дороги, являющейся тротуаром, должны присутствовать два критерия:

  • предназначение тротуара — для передвижения пешеходов. В исключительных случаях допускается движение и остановка машин, что будет оговорено далее в статье;
  • конструкция. По данному критерию допускаются варианты. Тротуар может, как прилегать к части, где ездит транспорт, так и обособляться от неё участком с растительностью.

Отличия от обочины и пешеходной дорожки

Под обочиной понимают часть дороги, на одном уровне прилегающую к проезжей части, служащую для передвижения, а также стоянки или остановки транспорта. От части, где ездят машины, обочина отличается типом поверхности или отделяется разметкой 1.2, которая представлена непрерывной линией белого цвета.

Обочина с обеих сторона отмечена разметкой 1.2

Исходя из определений, можно сделать вывод о различиях между рассматриваемыми частями дороги:

Таблица: различия между тротуаром и обочиной

Казалось бы, определения и отличия сформулированы, ясность внесена. Однако в разграничении указанных зон есть сложности, связанные с частичным пересечением обозначенных признаков. Так, например, обочина служит для движения или остановки (стоянки авто). Что касается тротуара, на нём также в исключительных случаях допускаются эти действия.

Обращая внимание на конструкцию, можно отметить ещё один похожий признак — прилегание к проезжей части. Определяющим считается такой признак: обочина примыкает на одном уровне к части для движения авто. Это значит, что между ними нет препятствий и нет никакой разницы в высоте.

Буквоеды могут возразить, ведь в определении тротуара нет нигде обязательного признака наличия такого разделения или уровня, отличающегося от проезжей части. Всё понятно, если есть газон — определить тротуар несложно. А если тротуар примыкает к дороге?

Между тротуаром и газоном присутствует участок с растительностью

Тут следует руководствоваться сложившейся практикой и стандартами благоустройства, строительства автомобильных дорог. Большинство из них свидетельствует о том, что при отсутствии газона тротуар должен быть отделим от проезжей части каким-либо ограждением (бордюр, металлическая конструкция).

В этом варианте тротуар отделен металлическими ограждениями

Близким по значению с тротуаром понятием является пешеходная дорожка. В правилах ничего не сказано о её размещении относительно проезжей части. Единственное непосредственное её назначение, как, впрочем, и у тротуара, – движение пешеходов. Но, в отличие от тротуара, пешеходная дорожка может располагаться вдали от проезжей части.

Пешеходная дорожка располагается вдали от проезжей части

Ещё одним обязательным отличительным признаком является наличие знака .

Знак информирует о начале пешеходной дорожки
Фото 1

Как можно самостоятельно бороться с автохамством?

Пешеходы, которым довелось наблюдать передвижение автовладельцев по запрещённым зонам, могут самостоятельно привлечь нерадивых водителей к ответственности. Попытка наказать автохама не означает, что человек должен преграждать путь мешающей ему машине. Знак «Стопхам», наклеенный на стекло авто, редко помогает перевоспитать нарушителя.

Существует два способа, поясняющих, куда можно жаловаться на нарушение ПДД:

  1. Сообщить в правоохранительные органы о факте езды по людному тротуару (устно или по телефону).
  2. Зафиксировать манёвры возмутителя спокойствия на камеру мобильного телефона.

Если на видеозаписи хорошо видно госномер машины нарушителя, то копия доказательства передаётся в органы ГИБДД или размещается на официальном Интернет-портале ведомства.

В случае направления электронного обращения необходимо отразить следующие сведения:

  • модель (выпуск) транспортного средства и его государственный номер;
  • данный устройства, на котором была сделана запись (телефон, камера);
  • адрес места, где зафиксировано нарушение (наименование улицы, номера зданий);
  • краткая информация, в каком направлении двигался автомобиль (манёвры водителя);
  • дата и время происшествия;
  • контактные данные заявителя (фамилия, имя, отчество, телефон, e-mail).

Указание личной информации является обязательным требованием, анонимное обращение не будет рассматриваться органами охраны правопорядка.

По общим правилам срок рассмотрения заявления составляет 30 дней. Если в течение месяца заявитель не получит ответ, то ему желательно повторно обратиться в ГИБДД.

Когда можно проезжать по тротуару

Многие водители, рассматривая вопрос выезда на тротуар и неизбежности такого действия, задаются вопросом – является ли нарушением такое действие и в каких случаях удастся избежать наказания. Не будут привлекать к ответственности в следующем случае:

  • При наличии необходимости грузового авто подъехать задним ходом для погрузки-выгрузки товара к торговой точке, супермаркету или другой фирме или организации. В этом случае стоит учитывать, что должно быть одно значительное условие – к данному месту должны отсутствовать другие подъезды;
  • Допускается нахождение на тротуаре служебной машины ремонтной службы в случае, если они в данный момент присутствуют там по причине выполнения работ;
  • При наличии необходимости подъезда к зданию, сооружению или любому другому месту при условии, что иного способа добраться туда нет. При этом автомобилист должен быть особенно осторожным, поскольку следует соблюдать установленную скорость, чтобы не наехать на пешехода или на участников дорожного движения, которые передвигаются по тротуару на велосипеде.

Когда по тротуару ездить можно, а когда нельзя?

Согласно пункту 9.9 ПДД движение автомобилей по тротуарам запрещено.

«Запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 12.1… Правил)».

Важно: пункт 12.1 ПДД разрешает парковку на краю тротуара легковым авто при наличии знака 6.4 «Место стоянки» и таблички , , , - "Способ постановки транспортного средства на стоянку".

Нередки случаи, когда бордюр в месте разрешенной парковки на краю тротуара оказывается непреодолимым для авто с низким клиренсом, и водителям приходится заезжать на тротуар, где бордюр ниже, и двигаться по нему до места стоянки. В таких ситуациях сотрудники ГИБДД обычно идут навстречу водителям и штрафы не выписывают.

Также, исходя из п. 9.9 ПДД, движение по тротуарам разрешено для транспортных средств:

  • коммунальных и дорожных служб;
  • доставляющих грузы объектам, расположенных у тротуаров, если иной подъезд к ним невозможен.

«Допускается движение машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, а также подъезд по кратчайшему пути транспортных средств, подвозящих грузы к торговым и другим предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у обочин, тротуаров или пешеходных дорожек, при отсутствии других возможностей подъезда. При этом должна быть обеспечена безопасность движения».


Фото 2

На какие ещё виды транспорта распространяется запрет вождения по тротуару

Правила о запрете вождения по тротуару нужно знать не только водителям, но и велосипедистам.

Как известно, основным критерием при разграничении зон, на которых допускается езда на велосипедах, является возраст. Случаи разрешённого нахождения велосипедистов на тротуаре содержатся в пунктах 24.2–24.4 Правил.

Движение по тротуару велосипедистов старше 14 лет является исключением при одновременном наличии следующих обстоятельств:

  • нет специальной дорожки (велосипедной и велопешеходной);
  • движение по обочине или по краю проезжей части невозможно.

По тротуару велосипедисты имеют право перемещаться, если с ними на велосипедах едут дети до 14 лет, а также в случае перевозки детей младше 7 лет в специальном устройстве.

Что касается несовершеннолетних, то дети до 14 лет должны ездить исключительно по тротуару и специальным дорожкам: пешеходным или велопешеходным. Для детей младше 7 лет правила ещё строже: они не должны ездить по велосипедным дорожкам.

Владельцам мопедов и квадрициклов не стоит рассчитывать на послабления, действующие в вопросе передвижения по тротуару для велосипедистов. Статья 24.7 ПДД, касающаяся движения мопедов, не содержит никаких исключений про возможность нахождения на тротуаре. Следовательно, для такого транспорта, как мопед и мотоцикл, действуют правила, предусмотренные для автомобилей.

Когда водители обычно заезжают на тротуар

Шоферы заезжают на дорожку для пешеходов по многим причинам, однако чаще всего это происходит в двух случаях. Самая популярная причина — для объезда других машин во время движения по дороге.

В час пик большинство дорог забито машинами, что часто приводит к появлению пробок и заторов, а чтобы объехать медленную машину водители заезжают на бордюр и проезжают какое-то расстояние по дорожке для пешеходов, а потом вновь выезжают на проезжую часть.

Второй по популярности причиной въезда является неправильная стоянка. На газоне и пешеходных дорожках люди паркуются возле домов, на газонах, рядом с торговыми центрами и так далее. Следует понимать, что такая парковка тоже считается административным преступлением, поскольку заезжать на дорожку и газон нельзя.

Как это работает в реальной жизни?

Правила создаются для того, чтобы их соблюдать. Однако жизненные реалии отличаются от предписаний, установленных на бумаге. В любых правилах существуют исключения.

Ситуации, когда вождение или стоянка на тротуарных дорожках могут быть разрешены:

  • подъезд к торговым площадкам, расположенным в пешеходных зонах;
  • подъезд к парковкам, находящимся внутри жилого комплекса.

Действия сотрудников ГИБДД могут быть разными в случаях, которые кажутся одинаковыми на первый взгляд.

Проезд к месту проживания

Внутри массива многоквартирных домов расположена официальная парковка для жильцов. Заехать на стоянку возможно только по тротуару. Патруль ДПС остановил водителя посреди пешеходной зоны. Автолюбитель представил документ, подтверждающие его место проживания, чем оправдал нарушение ПДД. Сейчас подобные ситуации широко распространены по всей стране.

Подъезд к магазину

Торговая точка, расположенная в пешеходной зоне, имеет специальный проезд для разгрузки товаров. Водитель заехал на тротуар, так как подъездной путь был занят другим автомобилем. Инспектор ГИБДД составил протокол и штрафовал шофёра на 2000 рублей. Оправдание водителя, что ему необходимо выгрузить товар, не было принято судом при обжаловании. В данной ситуации новый автомобиль должен был обождать, когда освободится проезд.

Фото 3

Штраф за парковку на тротуаре в 2019 и 2020 году

Размер штрафа за стоянку на тротуаре устанавливается частями 3 и 6 статьи КоАП:

3. Остановка или стоянка транспортных средств на пешеходном переходе и ближе 5 метров перед ним, за исключением вынужденной остановки и случая, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, либо нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на тротуаре, за исключением случая, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, -

влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.

6. Нарушения, предусмотренные частями 3 - 4 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, -

влекут наложение административного штрафа в размере трех тысяч рублей.

Кроме того, дополнительно применяется задержание транспортного средства и его помещение на штрафстоянку (часть 1 статьи КоАП). Т.е. кроме самого штрафа ГИБДД водителю придется оплатить стоимость эвакуации и стоимость хранения машины на штрафстоянке. Дополнительно придется потратить время и на возврат транспортного средства.

Эвакуация машины за неправильную парковку

Фиксация нарушения правил проезда по тротуару

Законодательство содержит чёткий перечень правонарушений и соответствующих наказаний. Однако немало внимания уделено также процессуальным аспектам. Ведь правильное оформление правонарушения и соблюдение всех формальностей сводит к нулю вероятность обжалования со стороны водителя.

Проблема в том, что правовая система, включающая законодательство об административных правонарушениях и судебную практику, содержит некоторые противоречия в вопросе установления вины нарушителя.

Допустим, сотрудник ГИБДД посчитал, что проехав по тротуару, водитель нарушил ПДД. При этом водитель доставлял продукты питания в кафе. В целях привлечения к ответственности сотрудник составляет протокол и постановление об административном правонарушении, что влечёт для водителя обязанность по уплате штрафа.

С одной стороны, административное законодательство провозглашает презумпцию невиновности. С другой стороны, согласно статье 26.2 КоАП, протокол, составленный сотрудником ГИБДД, признаётся достаточным доказательством вины водителя. Главное, чтобы сам протокол был составлен с соблюдением требований, содержащихся в статье 28.2 КоАП. Водитель должен быть ознакомлен со своими правами и обязанностями, а также с самим содержанием протокола.

Получается, в случае оспаривания действий ГИБДД водитель должен принять меры и доказать свою невиновность, в то время как единственным доказательством его вины является протокол, заведомо считающийся соответствующим действительности. Предполагается, что протокол составлен добросовестно, а содержащиеся в нём сведения оцениваются как факты и не подвергаются сомнениям.

При более ответственном отношении к своим обязанностям сотрудник ГИБДД подтверждает сведения протокола показаниями свидетелей, фото- и видеозаписью.

Не всегда правонарушение фиксируется в момент непосредственно его совершения. Многие постановления выносятся по итогам рассмотрения поступивших в Госавтоинспекцию фото- и видеоматериалов, в том числе со стационарных камер. В таком случае решение о привлечении к ответственности выносится «заочно», а его копия направляется автовладельцу.

Сообщения граждан о фактах езды по тротуару

Определенный вклад в борьбу с нарушителями ПДД вносят обычные граждане. Езда по тротуарам вызывает возмущение, прежде всего у пешеходов, поскольку это угрожает их безопасности. Кроме того, недовольными могут быть работники и владельцы заведений, рядом с которыми рассекают беспредельщики. Жильцы квартир часто негативно высказываются относительно несанкционированных стоянок у себя под окнами.

Власти заинтересованы в активности общества, поэтому включили в законы нормы, позволяющие гражданам сообщать в ГИБДД о фактах нарушения ПДД, подтверждённых видео- и фотосъёмкой. Такое право бороться с дорожными хулиганами предоставлено гражданам статьёй 28.1 КоАП. А в 2019 году в статью 26.7 внесены изменения, позволяющие доказывать своё сообщение о нарушителях с помощью фото и видео даже с обычного мобильного телефона.

Заявить о нарушении можно путём личного обращения в органы МВД, а можно не тратить время и направить сообщение в электронном виде через сайт Госавтоинспекции.

Однако обращение будет рассмотрено только при условии наличия данных о заявителе и о самом правонарушении. Важно, чтобы по материалам сообщения можно было установить факт проезда или стоянки на тротуаре и идентифицировать автомобиль.

На сайте Госавтоинспекции доступна функция «приём обращений»
Фото 4

Как можно доказать подобное правонарушение

Самым простым способом «попасть» на штраф станет неожиданная встреча с инспектором ГИБДД, что происходит, как правило, в самое неподходящее для нарушителя время и в самом неожиданном для него месте. Справедливости ради стоит сказать, что дорожной полицией относительно слабо контролируются подобные манёвры автомобильных хамов. Причина, видимо, в том, что подобные правонарушения нельзя считать системными, то есть, такими, которые регулярно происходят на определённом участке дороги. Ведь довольно сложно предвидеть, появится сегодня подобный нарушитель, разгоняющий капотом своего автомобиля пешеходов на тротуаре, как катер волны, или нет. Да и патрули дорожной полиции базируются, как правило, у проезжей части и следят за движением на дороге, а не на тротуаре. Ну, разве что водитель поедет по тротуару с откровенной наглостью…

Для доказательства правонарушения стражам порядка будет достаточно видеофиксации езды автомобиля по тротуару и показаний свидетелей. Вполне возможно, что недостатков последних не будет, поскольку сами пешеходы очень категорично относятся к проявлению подобного хамства и неуважения к их правам. В принципе, если инспектором правильно составлен протокол, то его будет довольно сложно оспорить в суде. Хотя законодательная норма, касающаяся штрафных санкций за езду по тротуару, имеет свои недостатки и юридические изъяны, как и любая другая. Часто это помогает юридически грамотным водителям избежать законного и справедливого наказания.

Кому ещё, кроме автомобилей, запрещается езда по тротуару

Некоторые изменения, появившиеся в Правилах дорожного движения России в конце 2014 года, расширили перечень транспортных средств, которым запрещено двигаться по тротуарам, пешеходным или велосипедным дорожкам. В частности, запрещается движение мотоциклов, мопедов, скутеров, электромеханических транспортных средств. Управляющие ими лица, наравне с водителями автомобилей, будут нести ответственность по упомянутой выше статье российского Админкодекса. И водитель мотоцикла, и водитель мопеда или скутера заплатит 2000 рублей штрафа за нарушение правил, запрещающих езду по тротуарам, пешеходным или велосипедным дорожкам. Очень часто владельцы мопедов или скутеров игнорируют данное положение законодательства. Особенно это можно часто наблюдать в провинции. О водителях мопедов и скутеров вспоминают относительно редко, но, как показывает практика, именно они чаще всего являются нарушителями общественного порядка на тротуарах и виновниками в травмировании ничего не подозревающих пешеходов. При этом подобную категорию нарушителей гораздо сложнее задержать, идентифицировать и привлечь к административной ответственности.

Несколько слов о велосипедистах

Обновлённая версия российских ПДД уделяет особое внимание велосипедистам и тем местам, где им разрешено или запрещено ездить, а также (наконец-то) определяет место в транспортной пищевой цепи велосипедов с электродвигателями. С последнего и начнём.

Велосипеды с электродвигателями наконец-то признали велосипедами

Транспортное средство, оборудованное электромотором, мощность которого в режиме длительной нагрузки составляет не более 0,25 квт, также признаётся велосипедом. При этом электродвигатель должен отключаться на скорости 25 км/ч самостоятельно. До этого решения возникало много споров и много копий было сломано в вопросе, признавать ли велосипед с электромотором электромеханическим транспортным средством или нет.

Также в Правилах было более детализировано понятие велосипедной и велопешеходной дорожек. Это может быть интересно в разрезе темы данной статьи, поскольку штрафные санкции за езду механических транспортных средств по велосипедным и велопешеходным дорожкам совершенно не отличаются от таковых за передвижение по тротуарам. Если до нововведений юристы считали данный момент изъяном в законе, то теперь всё встало на свои места.

Парадоксально, но велосипедистам ездить по тротуарам тоже нельзя, если нет соответствующего знака, разрешающего движение на велосипеде. Для этого как раз и существуют велосипедные и велопешеходные дорожки. На велосипедиста может быть наложен штраф до 800 рублей за подобные действия. Но, честно говоря, на практике случаи штрафования велосипедистов за езду по тротуарам можно пересчитать на пальцах одной руки. Если велосипедист совершит наезд на пешехода, то, как правило, оба отделываются лёгким испугом, чего не скажешь, к примеру, о встрече пешехода с мотоциклом и, тем более автомобилем.

И пару слов о мотоциклистах

Как уже было сказано, штрафные санкции для мотоциклиста, который едет по тротуару, велосипедной или велопешеходной дорожкам, ничем не отличаются от штрафов для автомобилистов. Но на самом деле мотоциклист, едущий с большой скоростью по тротуару, гораздо опаснее, чем автомобиль. Дело в том, что он менее заметный и при этом более манёвренный, пешеход успевает заметить его в самый последний момент. Да и доказать данное правонарушение, совершённое мотоциклистом, гораздо сложнее, чем зафиксировать автомобиль. Имеется в виду видеофиксация. Во-первых, номер у мотоцикла только сзади. Во-вторых, мотоциклист, как правило, едет в мотоциклетном шлеме с закрытым забралом. Поэтому номер мотоцикла засечь гораздо сложнее, а идентифицировать самого мотоциклиста на видеозаписи практически невозможно. Владелец мотоцикла всегда может заявить, что за рулём был не он и привести в доказательство свидетельские показания нескольких человек, которые будут утверждать, что данное лицо было в момент совершения правонарушения в совершенно другом месте.

Приблизительно такие же нюансы есть при совершении правонарушения, связанного с передвижением по тротуару водителями скутеров и мопедов. В некоторых городах уже много лет подряд устраиваются рейды, при которых сотрудники ГИБДД и патрульной полиции вылавливают ушлых скутеристов в том числе и на тротуарах. Ещё далеко не все из них выполнили установленные нормы, получив права на вождение данного транспортного средства (или хотя бы открыв соответствующую категорию) и зарегистрировав его в установленном законом порядке. Поэтому и госномеров у них просто нет, а поймать подобного «короля дороги» можно разве что за руку. Наезд скутера или мопеда на пешехода вполне может привести к тяжёлым последствиям.

Будет ли нарушением вести транспортное средство в руках

Когда человек остановился на мотоцикле, скутере или мопеде, заглушил двигатель, после чего взял в руки и повёл его в руках, то он автоматически приравнивается к пешеходу. Если у кого-то возникает вопрос о том, не будет ли нарушением Правил дорожного движения идти по тротуару с мотоциклом или скутером в руках, то он может быть спокоен: нарушением это не будет ни в коем случае. ПДД приравнивают к пешеходам тех, кто передвигается в инвалидных колясках, не оборудованных двигателем, велосипедистов, ведущих велосипеды в руках, людей, которые везут санки, тележки, детские или инвалидные коляски. Пешеходами также считаются лица, которые используют для передвижения самокаты, роликовые коньки и так далее.

Несение ответственности

Фото 6
В случае, если будет зафиксировано нарушение правил дорожного движения в плане езды на машине по тротуару, водителя ожидает штраф. Величина его одинакова для всех регионов Российской Федерации и составляет 2 тыс. рублей. При этом его величина не изменяется в зависимости от типа авто или мощности его двигателя.

В случае, если автомобилист совершил такое нарушение впервые, он имеет возможность оплатить всего половину выписанной ему суммы штрафа. Для этого необходимо оплатить его в течение 20 суток.

Читайте: Какая ответственность за наезд на велосипедиста?

Нередко фиксация правонарушения осуществляется самими участниками дорожного движения – пешеходами, которые представляют доказательства такого факта. Для того, чтобы привлечь к ответственности водителя, достаточно посредством фотографии или видеосъемки зафиксировать момент нарушения ПДД и передать сведения либо при личном визите в ближайшее отделение автоинспекции, либо оставив заполненную форму заявления на официальном сайте организации. При этом важно, чтобы хорошо был запечатлен факт проезда или остановки на тротуаре, внешний вид машины и государственный номер. Только таким образом после рассмотрения обращения сотрудники ГИБДД будут иметь возможность идентифицировать машину, определить собственника ТС и привлечь его к ответственности.

Фото 6

Штраф за езду по тротуару

Рассмотрим также сопутствующий штраф за движение по тротуару (часть 2 статьи КоАП):

2. Движение по велосипедным или пешеходным дорожкам либо тротуарам в нарушение Правил дорожного движения -

влечет наложение административного штрафа в размере двух тысяч рублей.

Штраф за движение по тротуару составляет 2 000 рублей независимо от региона.

Таким образом получается, что с точки зрения штрафов в Москве и Санкт-Петербурге по тротуарам дешевле ездить, а в остальных регионах дешевле на тротуарах стоять.

Примечание. В некоторых ситуациях правила дорожного движения разрешают движение по тротуару. При этом водитель не должен быть наказан.

Например, грузовой автомобиль может проехать по тротуару к магазину для разгрузки. Такой маневр разрешается только в том случае, если других путей подъезда не предусмотрено.

Как доказывается подобное правонарушение?

Движение по тротуару наказывается штрафом, если сотрудник ГИБДД зафиксирует эпизод правонарушения. Однако основная задача патрулей ДПС контролировать поведение ТС на проезжей части. Поэтому в пешеходных зонах редко задерживают автомобильных хамов.

Доказательствами административного проступка являются:

  • видеофиксация езды по тротуару;
  • показания очевидцев.

Немаловажное значение имеет грамотное оформление протокола инспектором.

Законодательство в области ответственности за передвижение по пешеходным путям обладает определёнными недостатками. Юридические недоработки позволяют многим водителям избегать наказания.

Фото 7

Как всё выглядит в реальности

Мы уже привыкли к тому, что реальность жизни значительно отличается от предписаний и установленных правил. И в большинстве случаев это понимают и сами потенциальные нарушители, и стражи порядка, призванные обеспечивать соблюдение законности. К примеру, в больших городах огромное количество торговых точек примыкает к тротуарам, что автоматически создаёт большое поле деятельности для любителей поездить по тротуару и тех, кто призван препятствовать этому. Приведём несколько примеров того, как правило запрета езды по тротуару действует или не действует на практике.

Пример первый

Водитель подъехал к магазину, расположенному возле тротуара, на грузовом автомобиле для выгрузки товара. При этом ему пришлось проехать несколько десятков метров по тротуару. Это заметил патруль дорожной полиции, находившийся в непосредственной близости. Кроме того, видеофиксатор полицейской машины заснял совершённый грузовиком манёвр. Инспектор ГИБДД предъявил претензии водителю грузовика за нарушение соответствующего правила дорожного движения. Водитель выразил своё несогласие в протоколе, поскольку езда по тротуару разрешена при погрузке или разгрузке товара. Но самое главное в данном случае состоит в том, что у магазина был другой заезд для погузки-разгрузки, который исключал запретный манёвр. Нужно было только проехать ещё метров двести. Знал водитель об этом или нет, но данный нюанс приведёт к облегчению его кошелька на 2000 рублей. Водитель не прав, поскольку движения по тротуару вполне можно было избежать.

Пример второй

Автомобиль заехал на тротуар, двигаясь к месту разрешённой парковки возле жилого дома. Другого подъезда к дому не было. Патруль ГИБДД подъехал к потенциальному нарушителю и поинтересовался причиной его запрещённого манёвра. Водитель сказал, что он живёт в этом доме и смог подтвердить это соответствующим документом. Полицейские ознакомились с документами и пожелали водителю счастливого дня, поскольку он не нарушил Правила дорожного движения ввиду того, что заезжал на парковку рядом с местом своего проживания. А другой заезд к дому почему-то не был предусмотрен. Подобная ситуация часто бывает в провинциальных городах и при подъезде к домам, в которых мало квартир и отсутствуют установленные законом заезды для транспорта.

Пример третий

Минивэн подъехал к сигаретному ларьку, примыкающем к тротуару и расположенному недалеко от трассы. Для этого ему пришлось около 300 метров проехать по тротуару. Инспектор ГИБДД предъявил претензии водителю минивэна, поскольку от сигаретного ларька до трассы всего лишь метров десять. Остановка и стоянка в этом месте дороги разрешены. Объем продукции, выгруженной в сигаретный ларёк, можно было нести в руках, припарковав машину на обочине дороги. Водитель-экспедитор выразил своё несогласие в составленном протоколе. При рассмотрении дела в суде было принято решение о невиновности водителя. Хотя на самом деле данная ситуация является неоднозначной, и суд вполне мог вынести и противоположное решение. Основным аргументом водителя в своё оправдание стало то, что он не мог донести в руках до торговой точки всю заказанною продукцию, а в автомобиле было много дорогостоящего товара, который нельзя было оставлять без присмотра на длительное время.

Пример четвёртый

Легковой автомобиль довольно быстро двигался по тротуару, периодически сигналя проходящим мимо людям с требованием уступить дорогу. Один из возмущённых пешеходов снял данный манёвр на смартфон. Вечером он выложил копию видеофайла на специальный портал ГИБДД. В примечаниях он подробно описал время, когда произошло правонарушение, место, где оно случилось, номер и марку автомобиля, ехавшего в неустановленном месте. В дополнение ко всему он оставил свои личные и контактные данные. На следующий день на его электронную почту пришло письмо с уведомлением о том, что заявление о правонарушении принято к рассмотрению. Водитель был привлечён к административной ответственности. Свою невиновность он пытался оспорить в суде, но это ему не удалось, поскольку всё правонарушение было зафиксировано на видео сознательным пешеходом. Последнему пришлось свидетельствовать в суде, он также пригласил в роли свидетеля своего попутчика, с которым они вместе шли с работы домой в тот день, когда было снято видео о нарушении Правил дорожного движения. В результате нахал был наказан по закону.

Если бы в этой ситуации пешеходы решили взять на себя роль правосудия и попытались восстановить справедливость не совсем законными методами, то на скамье подсудимых они оказались бы вместе с водителем-нарушителем, поскольку совершили хулиганские действия.

Полицейский протокол нужно подписать, но при этом важно внести в него свои комментарии

Фото 8

Тротуар, обочина или прилегающая территория? 

Прежде чем узнать, какой штраф за езду по тротуару на машине в 2019 году предусмотрен для нарушителей, следует разобраться, что такое тротуар. Ведь водители часто неосознанно нарушают ПДД, путая тротуар с обочиной или придомовой территорией. В этом нет ничего удивительного, ведь понятия во многом пересекаются:

«Тротуар – элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном».

«Обочина — элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки либо , используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами».

Исходя из этих определений ПДД главные отличия обочины от тротуара состоят в том, что обочина:

  • Находится на одном уровне с проезжей частью
  • Отличается типом покрытия или имеет разметку
  • Не отделена от проезжей части газоном
  • Не предназначена для движения пешеходов

Обычно тротуар приподнят над проезжей частью или отделен от нее газоном, однако на практике он может ничем не отличаться от обочины. 

А широкий тротуар, отделенный от проезжей части газоном, легко спутать с прилегающей территорией, по которой движение машин разрешено.

«Прилегающая территория - территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное)».


Вопросы и ответы

Источники

Использованные источники информации.

  • https://autozam.ru/shtrafi-i-pdd/shtraf-za-ezdu-po-trotuaru.html
  • https://avtoved.com/shtraf/narusheniya/za-ezdu-po-trotuaru
  • https://adm-pravo.ru/pravonarushenie/narushenie-pdd/ezda-po-trotuaru/
  • https://myfine.ru/parkovka-i-razmetka/114-shtraf-za-ezdu-po-trotuaru-na-mashine.html
  • https://grazhdaninu.com/avtomobilnoe-pravo/shtrafyi/za-ezdu-po-trotuaru.html
  • https://pddmaster.ru/shtraf/na-trotuare.html
  • https://carnovato.ru/ezda-po-trotuaru-shtraf/
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий